Это персональный сайт, созданный для друзей и знакомых, последователей традиции гаудиа-вайшнавизма.

Он не выражает интересы какого-либо религиозного объединения и не ставит перед собой цель привлечения в религиозные организации или объединения.

Размещенные на нем материалы могут содержать личный духовный или религиозный опыт, фотографии, аудио- и видео записи обрядов или церемоний.

Если чтение, прослушивание или просмотр таких материалов являются неприемлимыми - пожалуйста, покиньте этот сайт.

Если Вы считаете, что какие-либо материалы, размещенные на данном сайте противоречат законодательству РФ - пожалуйста, сообщите об этом администратору по адресу info@balaramovka.ru.

Нажимая кнопку "Продолжить" Вы подтверждаете, что являетесь совершеннолетним дееспособным гражданином, и что изложенная выше информация Вами прочитана и правильно понята.

 
Ежедневно в 8-00
Шримад Бхагаватам класс
Мангала арати
Ежедневно в 5-00
20 декабря 2012
Вишнурата прабху:

Гита-джаянти 23-го декабря

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж о славе "Бхагавад-гиты": "Сегодня я попытаюсь объяснить смысл стихов «Гита-махатмьи». Сегодня Экадаши, день тяжелый. «Бхагавад гита» была рассказана как раз в Экадаши, был Мокшада Экадаши (Экадаши, который дарует освобождение). Любое слушание «Бхагавад гиты» дает освобождение. Сейчас мы с вами вместе попытаемся порассуждать над смыслом этих стихов, но сначала споем их.

«Гита-Махатмья», судя по всему, была написана Шанкарачарьей, поэтому из тактических соображений это имя здесь не упомянуто. Но мы с вами знаем, что Шанкарачарья – на самом деле великий преданный Господа, написавший много бхаджанов, прославляющих личностную форму Господа. И здесь он прославляет «Бхагавад гиту», раскрывая глубочайший смысл, заключенный в ней самой. Он говорит в первом стихе: «Гита шастрам идам пуньям…». 

Сразу же он отвечает на первый вопрос, который может возникнуть у нас, когда мы слышим, что проводится очередной семинар по «Бхагавад гите». И первый вопрос, который должен возникнуть у разумного человека: «Ну, сколько можно?! Я уже столько раз слышал «Бхагавад гиту», я уже столько раз ее читал! Столько раз мне говорили все это – направо, налево, спереди, сзади… Все эти стихи известны. И опять та же самая «Бхагавад гита»!» Но здесь в первом стихе Шанкарачарья, или автор этой Махатмьи (прославления «Бхагавад гиты»), употребляет очень интересные слова. Он говорит: «Йат патхет прайатах пуман». «Пуман» значит человек, «патхет»- изучает (человек, изучающий «Бхагавад гиту»). А слово «прайатах» - означает постоянно, все время, снова и снова, очень часто. Другое значение слова «прайа» или «прайа-упавеша» - сесть и не сходить с места до тех пор, пока не помрешь, при этом постясь. Это обет, который дают некоторые люди, когда они находятся в полном отчаянии. 

Например, когда Хануман не мог найти Ситу. Когда он отправился по заданию Господа Рамачандры на поиски Ситы и когда он дошел до самого конца, уперся в воды океана и понял, что Ситу невозможно найти, то один из военачальников его войска, Ангада, сел и сказал: «Все, прайа-упавеша. Я буду сидеть здесь и поститься до тех пор, пока не придет мой последний час». И здесь Шанкарачарья употребляет то же слово - «йат патхет прайатах пуман». Иначе говоря, «Гиту» нужно изучать до тех пор, пока мы не помрем. «Гита»- это необычная книга, эта книга раскрывается все глубже и глубже по мере того, как человек читает ее. И чем больше ее человек читает, тем больше ему раскрывается смысл «Бхагавад гиты». И в конце-концов, в самом первом стихе автор этого прославления говорит, что если мы начнем это делать, тот человек, который изучает «Бхагавад гиту» постоянно, автор этой Махатмьи обещает: «Вишнох падах авапноти» - он достигнет обители Господа Вишну. Он вернется в вечный мир, где нет бхаи (страха), шокхи (сожаления или скорби) и всего остального, что есть в этом мире. Он достигнет этой Вишну пады- мира, в котором нет ничего дурного. В этом мире есть страх, страдания, скорбь, и это неотъемлемые характеристики данного мира. Этот мир – порождение косвенной энергии Господа Кришны. 

Господь Кришна специально создал этот мир, чтобы в нем были страдания. Некоторые люди пытаются примирить существование всемогущего и всемилостивого Творца с существованием этого мира, который полон зла, несправедливости, бед, страданий. Но, на самом деле, в каком то смысле Господь не создавал этот мир, Он не замешан в этом непосредственно. Он просто бросил взгляд, просто посмотрел на это с презрением, и сразу что-то закрутилось. Некоторые люди пытаются примирить этот мир и Творца, пытаются сказать, что этот мир также хорош, поэтому нужно жить в гармонии с этим миром. Гармония с этим миром невозможна! С самого начала автор «Махатмьи» говорит, что мы должны вырваться из этого мира, покинуть этот мир, где шокха (страдания) все время преследуют человека, где бхайа (страх) все время гонится за нами. Этот мир – порождение взгляда Господа, и взгляд Господа несет в себе энергию материального времени. Материальное время порождает страх – мы боимся будущего. Почему люди ходят к астрологам? Потому что они боятся. Они спрашивают: «Дорогой астролог, скажи мне, пожалуйста, какой мне одеть камень и на какой палец, чтобы несчастья избежали меня? Скажи мне, что мне нужно сделать, чтобы так или иначе у меня все было хорошо?» Или они идут к врачам и говорят: «Что нам нужно делать, чтобы мы не болели, не страдали?» Но изначально, Сам Кришна говорит, что этот мир «дукхалайам ашашватам». «Дукхалайа»- это очень интересное слово, если вы были в Индии, то, наверное, слышали этот корень «лайа». Там есть бходжана-лайа («Бходжана»- кушать, «лайа»-комната), там есть чикитса-лайа, что значит больница, место, где людям дают лекарство («чикитса» - лекарство). Там есть много различных «лай». Но Кришна называет этот мир «дукхалайа», что значит комната, или определенное место, отведенное для несчастий («дукхалайам ашашватам»). «Анитйам, асукхам локам» говорит Он в другом стихе – этот мир исполнен страданий по самой своей природе. Хотим мы этого или нет, мы будем тут страдать. Мы можем делать все что угодно – мы обречены здесь на страдания. Но если мы хотим избавиться от этих страданий, то тогда – «Гита шастра идам пуньям» - эту благочестивую шастру – Гита-шастру -«Йат патхет прайатах пуман» - мы должны снова и снова пытаться изучать, чтобы понять смысл этого. И тогда «Вишнох падах авапноти» - мы достигнем этой Вишну-пады, обители, в которой все время находится Кришна. 

И тут возникает вопрос – каким образом я освобождаюсь? Каким образом в результате чтения «Бхагавад гиты» человек действительно попадает туда, на Вайкунтху. Правда ли это, или это очередное приувеличение? Правда ли, что изучая «Бхагавад гиту» я смогу попасть в тот мир, в котором нет страданий, нет страха? И ответ на этот вопрос дает Шрила Прабхупада в своем предисловии к «Бхагавад гиты» и во многочисленных лекциях, где он объясняет что такое «Гита», в чем ее суть и почему нужно все время изучать «Гиту». Кто может дать ответ на этот вопрос – почему нужно изучать «Гиту»? Что появляется в результате того, что человек изучает «Бхагавад гиту»?

Ответы из зала: «Вкус, контроль ума, фундамент». 

Да, «Гита» дает веру. «Гита» дает человеку человеку шрадху. И шрадха, или вера является тем фундаментом, на котором человек может построить дом своего духовного опыта. Вначале у человека должна появиться вера. Иногда люди хотят получить духовный опыт, который не обеспечен их верой. Мы знаем это, это вполне распространенное явление среди преданных. Они хотят постичь что-то, они хотят танцевать с Кришной, попасть в танец раса – оказаться в этом мире раньше времени. Но на самом деле Шрила Прабхупада объясняет для чего нужна «Гита». Он ставит знак равенства между «Гитой» и проповедью. Он говорит, что наше движение – проповедническое, и проповедь – значит «Бхагавад гита». Проповедь не значит «Вилапа пушманджали», где Рагхунатха дас Госвами объясняет нъюансы расы. Нет. Если мы хотим проповедовать, то проповедовать - значит давать людям веру. И если мы хотим дать людям веру – у нас у самих должна быть вера. И «вера» значит «Бхагавад гита», фундаментом веры является «Бхагавад гита». «Бхагавад гита» как бы находится в сфере того, что мы можем проверить на собственном опыте. И если у нас есть этот твердый фундамент, то на нем можно выстроить бесконечно высокое здание нашего духовного опыта. 

Когда люди строят небоскреб, то прежде всего они должны позаботиться о том, чтобы его фундамент был прочным. Потому что если мы попытаемся настраивать этот дом на шатком фундаменте, то дом рухнет. Иногда мы поступаем точно также - пытаемся почувствовать что-то, услышать флейту Кришны, как Он там всех зовет и меня зовет, почему я ее не слышу до сих пор?.. Иногда мы пытаемся осознать то, к чему мы еще не готовы. Это называется «сахаджией». Определение «сахаджии» - когда мы пытаемся приобрести опыт, не обеспеченный валютой нашей веры. Но что дает нам «Гита», когда мы постоянно читаем ее? «Гита» укрепляет веру. Если человек прочитает «Бхагавад гиту», он сразу же поймет – Бог есть! 

Наша вера очень простая – есть Бог, а я – Его маленькая частица, и по определению я должен Ему служить. Как я Ему служу? Очень просто: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». И все! Но это – вера. И чтобы мы действительно смогли обрести этот глубинный опыт, очень высокий опыт – встретили самого Кришну, мы должны хотеть этого. Но для этого, сначала у нас должна быть очень крепкая, непоколебимая вера. И в «Гите» Кришна и дает эту веру удивительным образом. В этом суть этого утверждения. Если мы будем изучать «Гиту» постоянно («Йат патхет прайатах пуман»), снова и снова, тогда «Вишнох падах авапноти» - мы в конце концов вернемся в царство Кришны, Вишну-паду. На Вайкунтху, где нет бхаи и шокхи.

Дальше автор этой «Махатмьи» объясняет как нужно изучать «Гиту», что значит изучать «Гиту». Он говорит: «Гита дхйайанам шиласйа». «Шиласйа» - очень интересное слово. Кто знает, что значит «шила»? «Шила»- значит характер, а также привычка, это нечто глубоко вошедшее в нашу натуру. Как говорят на русском языке: «Привычка – вторая натура». И в этом втором стихе «Гита-Махатмьи» говорится, что прежде всего человек должен обрести привычку думать над «Гитой» («Гита дхйайана»). Мы должны научиться постоянно думать над тем, что говорит нам Кришна в «Бхагавад-гите» - «пранайанам парасйа ча». «Пранайама» значит, что мы должны дышать «Бхагавад гитой». Пранайама – это когда человек делает вдох, закрывает одну ноздрю, задерживает дыхание, потом делает выдох. Это – пранаяма. Но когда мы вдыхаем «Бхагавад гиту», потом закрываем обе ноздри и делаем задержку чтобы «Гита» осталась внутри. Суть состоит в том, что размышления над «Гитой»должны стать привычкой. Мы должны постоянно возвращаться к тому, что говорит Кришна. И когда мы встречаемся в нашей жизни с чем то, то сразу же «Гита» должна приходить к нам в память. 

Мадхавачарья объясняет, что каждый стих «Махабхараты» имеет как минимум десять смыслов. И он объясняет три первичных смысла самого сюжета «Махабхараты». И один из этих смыслов раскрывает то, что олицетворяет собой каждый из героев «Махабхараты». Каждый из них олицетворяет определенные качества. И в каком-то смысле завязка «Махабхараты» - это столкновение хороших и дурных качеств. Например, Махараджа Юдхиштхира олицетворяет праведность, дхарму. Так как Мадхавачарья – воплощение Бхимы, то особое место он отводит Бхиме. Он говорит, что Бхима олицетворяет 10 добродетелей – Бхима это бхакти, Бхима – это гьяна, отречение… Но дальше он говорит кто такой Арджуна. Как по вашему, кто он в этом плане «Махабхараты»? Арджуна олицетворяет собой 3 вещи: шраванам, мананам и нидидйасанам. Арджуна олицетворяет собой процесс постижения этого знания. Он слушает «Бхагавад-гиту» от Кришны и начинает размышлять над ней: «Что хочет сказать мне Кришна? Что Он хочет мне дать? Какое это отношение имеет ко мне?» Это манананам. И дальше нидидйасанам – «Гита» становится его сущностью, его дыханием, он начинает дышать «Бхагавад гитой», жить «Бхагавад гитой», видеть сквозь «Бхагавад гиту». Это – процесс, или метод для того, чтобы изучить и понять «Бхагавад гиту».

И далее во 2 стихе Шанкарачарья говорит: «Тот, кто начинает дышать «Бхагавад гитой» и жить ею, то все грехи которые он накопил в этой и предыдущих жизнях, и во всех последующих жизнях – все грехи уходят»…